Пражский трамвай

Пражскому электрическому трамваю — 120 лет

18 июля 2011 года электрический трамвай в Праге отметил свое 120-летие. Именно в этот день, 120 лет назад, в чешской столице появился первый электрический трамвай. За все время своего существования пражские трамваи прошли более 5,8 миллиардов километров и перевезли более 36 миллиардов пассажиров.

Впервые в истории пражане смогли проехаться на электрическом трамвае в субботу, 18 июля 1891 года. Это событие имело большое значение не только в развитии общественного транспорта Праги, но и в развитии чешских железных дорог и чешской техники.

Введенная в эксплуатацию дорога была первой электрифицированной дорогой в Чехии. Она была спроектирована и построена знаменитым чешским электротехником Франтишком Кржижиком, который активно пропагандировал использование электричества на транспорте.

Развитие электротехники в те годы было на зачаточном уровне, поэтому появление электрического трамвая было действительно чем-то исключительным. Городской транспорт Праги тогда состоял из частного конного трамвая, появившегося в 1875 году.

Рекламе электрического трамвая способствовало участие Кржижика в Земской юбилейной выставке, которая в те дни проходила в Пражском выставочном центре.

Первая трамвайная линия начиналась у сегодняшнего ресторана Летенски замечек, где находилось трамвайное депо, а также зал ожидания. По соседству с депо и залом ожидания была построена маленькая электростанция, которая вырабатывала для трамвайной тяги электрический ток напряжением 150 В.

Дорога шла на север по Овенецкой улице ко входу в Королевские сады. Протяженность первой линии  составляла 766 метров. Линия была одноколейной, поэтому на конечных станциях были специальные стрелки. После рекламного успеха линия впоследствии была продлена на 1,4 км. Однако, постепенно интерес к дороге постепенно угасал, и ее работа в общем итоге была убыточной.

Вначале на линии работали два простых открытых вагона, которые своим видом напоминали популярные в то время летние вагоны конного трамвая. В 1894 году вагонный парк пополнился первыми двумя закрытыми вагонами, но в связи со слабой загрузкой, с работой вполне справлялись только два вагона. Летенские электрифицированные дороги были первой пражской объединенной транспортной системой. Уже тогда существовали единые билеты на электрический трамвай и Летенский фуникулер, расположенный поблизости, хотя это были два разных транспортных предприятия. Работа первой линии электрического трамвая в Праге прекратилась 15 августа 1900 года.  В течение 10 сезонов первая чешская электрическая дорога перевезла 593027 пассажиров.

После этого все четыре вагона Кржижик переправил в Либень, где с 1896 года он организовал свое следующее транспортное предприятие  — электрофицированную дорогу Прага – Либень-Высочаны. Либеньская дорога была, в отличие от Летенского трамвая, чрезвычайно успешна. Прежде чем электрические трамваи начали господствовать в пражской объединенной транспортной системе, прошло еще несколько лет.

Линии электрофицированных дорог возникали сначала отдельно в пражских предместьях. Помимо уже упомятого Либня, где дорога соединяла Карлин, а потом и Высочаны, в дальнейшем появились самостоятельные электрофицированные дороги в Коширах, на Виноградах, и лишь после этого, в начале 1897 года,  начали функционировать электрофицированные дороги в Праге. Лишь после выкупа сети конных трамваев у бельгийского предпринимателя Эдуарда Отлета Электрическими предприятиями королевского города Праги и ее последующей электрификации  стало возможным приступить к строительству единой трамвайной сети в пражской агломерации.

Первая малая рекламная электрофицированная дорога в мире появилась в 1879 году на промышленной выставке в Берлине. Первая настоящая электрофицированная уличная дорога также появилась в Берлине  16 мая 1881 года.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *